В ближайшую пятницу депутаты выделят 62 миллиона гривен на «кота в мешке»? | Події і коментарі
Вівторок, 20 травня 2025, 22:32
Вхід Реєстрація
;

E-mail:

Пароль:

Увійти
Зареєеструватися
Реєстрація користувача
Зареєструватися

Вкажіть ваш E-mail:

На вказаний E-mail буде відправлено посилання за яким ви зможете втсановити новий пароль.
Нагадати пароль
Зареєеструватися

Популярні

В ближайшую пятницу депутаты выделят 62 миллиона гривен на «кота в мешке»?

11:27 25.12.2014    Версія для друку  Коментарі Оцінок:
0

Еще одна Программа, не согласованная с громадой Чернигова выносится на утверждение сессии Черниговского городского совета. Это – Программа "Повышения энергоэффективности в учреждениях образования г. Чернигова на 2015-2019 годы". Судя по документу, который выносится на рассмотрение сессии горсовета , Программа рассчитана на пятилетку и на ее выполнение планируется потратить более 62 млн. грн. из бюджета города Чернигова.

Скажем сразу: управление образования Черниговского горсовета к составлению программы имеет косвенное отношение. Официально инициатором программы является управление экономики Черниговского городского совета. Но, в случае чего, и начальник управления экономики вряд ли будет отвечать за результаты, поскольку непосредственным составителем Программы является Владимир Бурдов, возглавляющий сегодня отдел энергосбережения управления экономики ЧГС.

Опрос депутатов Черниговского городского совета свидетельствует о том, что большинство из них уверено в необходимости этой программы, хотя никто из наших собеседников так и не попытался разобраться в том, что предлагается, по сути.

– Это программа НЕФКО, – почему-то считает секретарь Черниговского городского совета Владислав Кухарь и ряд депутатов, с которыми мы говорили на эту тему. – На реализацию программы выделяются деньги международного фонда. Порядок выполнения программы, стоимость работ и все финансовые расчеты тщательно проверяются донорами. Так что никакие злоупотребления или махинации там не возможны...

Такое мнение крайне ошибочно. В программе четко прописано, что «финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, предусмотренных на финансирование учреждений, подчиненных главному распорядителю средств – управлению образования Черниговского городского совета, а также за счет государственного бюджета, грантов и других источников финансирования, не запрещенных действующим законодательством». Но если грантодатели и «другие источники финансирования» пока неизвестны, то получается, что речь идет только о бюджетных деньгах.

Но и деньги НЭФКО, которые выделялись до этого на реализацию аналогичной Программы 2010-2014 годов, не были подарком. Это был кредит (хотя и под небольшой процент), который так же, как и любой кредит, нужно будет возвращать. Что же касается сумм выделенного кредитования, то они были на порядок меньше, чем закладывают в Программу сегодня.

Говоря о «проверках» Программы, думаем, что, как и любой кредитор, западные инвесторы контролируют только целевое использование средств. Так, например, если бы вы брали в банке кредит на покупку, ну, скажем, пылесоса. Да, действительно, банк-кредитор проверит, купили ли вы за «целевые» деньги этот пылесос или нет. Но ему не слишком интересно проверять, а нужен ли вам этот пылесос. И нужен ли вам именно дорогостоящий моющий пылесос за десятки тысяч гривен? А может быть, при невысокой зарплате для уборки квартиры достаточно обыкновенного пылесоса «с мешком»?

Каждой программе необходим общественный контроль
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что для рационального использования бюджетных средств и исключения при этом коррупционной составляющей, за расходованием средств на реализацию Программы энергоэффективности должен быть установлен общественный контроль.

Но на сегодня общественный контроль Программы невозможен по двум главным причинам:
1. не указаны объекты, на которых будут проводиться технические преобразования;
2. отсутствуют качественные характеристики закупаемых товаров и производимых преобразований.

То есть, после одобрения Программы сессией горсовета, так и останется неясным: где проводить контроль и что контролировать…

Анализируем Программу по основным пунктам

Пункт 1 – «замена окон и витражей на энергоэффективные с применением фасадных систем при замене окон большой площади».
Сумма затрат – 25,580 млн. грн.

Следует отметить, что это мероприятие – довольно эффективно влияет на вопросы энергосбережения. Только есть ряд проблем:
1. В Программе не указаны объекты, на которых будет проводиться замена;
2. Стоимость 1м2 окна как минимум на 60% превышает цену, действующую сегодня на рынке Украины.
3. Учитывая то, что общая площадь окон, подлежащих замене – 15985 кв. м, можно посчитать, сколько при этом может потерять городской бюджет.


В процессе подготовки данного материала мы поинтересовались у составителя программы, начальника отдела энергосбережения управления экономики Черниговского городского совета Владимира Бурдова, какие же окна по классу энергоэффективности планируют устанавливать в школах и садиках? Кроме того, что при изготовлении окон будет использоваться профиль REHAU, мы ничего узнать так и не смогли.

Нам не показали ни одного коммерческого предложения по ценам. Хотя Владимир Бурдов и заявил, что у них есть целых ЧЕТЫРЕ предложения (и это притом, что сумма закупки более 25 миллионов грн.!).


На фото: Лицей№22. Замена 53 окон в ноябре 2014 года обошлась в 390 тыс. грн.

Судя по предоставленному отчету, еще в сентябре этого года в школах города меняли окна на энергоэффективные по цене 885 грн./м2. Мы поинтересовались у Владимира Бурдова, почему цена окон за пару месяцев взлетела в два раза – до 1600 грн./м2 и превышает среднерыночную по Украине, которая не выше 1100 грн./м2? Начальник отдела заявил, что в цену окон они «добавили стоимость откосов». Возникает вопрос: а не слишком ли дорогие при этом получаются «откосы»?

Вообще, нужно заметить, что при выборе и монтаже металлопластиковых окон существует бесконечное количество нюансов, влияющих как на качество окна, так и на его цену. Поэтому характеристики закупаемых окон должны быть четко прописаны в Программе, чтобы ни у кого не возникало соблазна удешевить окно за счет снижения его качества.


На фото: Во многих школах Чернигова входные двери в классы заменили за счет родителей

Пункт 2 – замена внешних и внутренних дверей в учреждениях образования. Опять-таки, указана только общая площадь дверей (768 кв.м) и сумма, которую собираются потратить на замену – 1,385 млн. грн.
В программе нет конкретных адресов, по которым будут проводиться работы. Неизвестно, какие двери планируют устанавливать, что существенно влияет на их цену. Кроме того, спорным является вопрос о замене внутренних дверей в зданиях. Какого-то реального влияния на энергосбережение такая замена оказать не сможет.

Пункт 9 – устройство системы автоматического регулирования потребления тепла с оборудованием узлами учета и возможностью дистанционного получения данных о потреблении энергоносителей является довольно спорным с точки зрения энергоэффективности.



На фото: Простой шаровый кран на узле ввода в ДНЗ№27 без особых проблем позволяет регулировать потребление тепла вручную

Автоматическое регулирование планируется установить на 16 объектах (опять-таки, без конкретных адресов, как и во всей Программе) и потратить на это 3 млн. грн. Спорность такого пункта заключается в том, что в последние годы, как показывает опыт, теплоснабжающие организации стараются придерживаться температурного графика, а зачастую даже подают теплоноситель с температурой, ниже установленных нормативов. Поэтому вряд ли система автоматического регулирования даст какой-то экономический эффект, учитывая, что во всех учреждениях образования уже установлена система учета тепла, которая также позволяет проводить регулировку в ручном режиме.

Пункт 10 – промывка систем отопления вряд ли даст серьезный экономический эффект. А если еще учесть, что в Программе нет конкретных адресов и технических оснований для промывки стоимостью в 1,759 млн. грн., то включение «безадресной» промывки больше напоминает отмывание денег. В ходе подготовки материала получить адреса, по которым будут проводиться эти работы и данные обследования объектов нам так и не удалось.

Нужно добавить, что «зарастает» твердыми отложениями только стальная труба без антикоррозионного слоя. Практический опыт показывает, что стояки и подводки, выполненные из оцинкованной трубы и эксплуатировавшиеся полвека, были абсолютно чистыми внутри и по состоянию не отличались от новой трубы. Также не требуют промывки трубы, выполненные из полимеров любого типа. В то же стальные трубы за годы эксплуатации настолько разрушаются коррозией, что экономический эффект от операции промывки не всегда очевиден. Реагенты в процессе промывки растворяют ржавчину, и зачастую после окончания работ выявляется множество новых течей. Возможно, более эффективным методом будет замена засоренных участков.

«Кроме стандартных косметических ремонтов, в классах за родительский счет начали менять потолочные светильники. Тамара Касаткина с гордостью называет их «энергосберегающими», хотя и до этого в классах стояли светильники с люминесцентными лампами, которые относятся к классу энергосберегающих», – писал сайт Gorod.cn.ua Традиционный пресс-тур по школам и садикам преподнес свои сюрпризы в сентябре 2014 года 

Пункт 12 – «приобретение и замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы» на который также планируют потратить 300 тыс. грн., заменив при этом 9300 лампочек, также не несет в себе никакой конкретики. Какой тип ламп планируют покупать по цене 32 грн. за штуку и соответствуют ли эти лампы санитарным нормативам – в Программе не указано.

Пункт 18 – «ремонт сети наружного освещения территории и оснащение ее автоматической системой управления», также остался безадресным, хотя на решение этой задачи решили потратить целый миллион гривен! Возникает вопрос: для чего нужна автоматическая система управления освещением, если в каждом здании управления образования есть ночной дежурный?

Пункт 19 – «замена счетчиков активной энергии на прямоточные активной и реактивной энергии», на который израсходуют 120 тыс. грн (40 счетчиков) также требует разъяснений. Ведь менять исправные счетчики на новые в экономически сложное время – вряд ли рационально.

Пункт 23 – «замена приборов учета воды на ультразвуковые многоканальные устройства учета» (140 000 грн.) и пункт 30 – «замена приборов учета воды на ультразвуковые многоканальные устройства учета» (40 000 грн.) выглядят довольно спорными, как и п.19. Если приборы учета исправны, то спрашивается, для чего их меняют?

Пункт 31 – «комплексная термореновация общеобразовательных учебных заведений (капитальный ремонт с заменой окон, дверей, утеплением фасада, ремонтом кровли учебного корпуса и устройством индивидуального теплового пункта)».

В то время, когда в школах и садиках города не знают, как утеплить сгнившие окна, разработчики программы предлагают потратить 22 630 780 грн. на два объекта – школу №5 и коллегиум №11. Это сумма в 10 раз больше, чем пошла на реновацию начальной школы коллегиума №11 в 2014 году.

Пункт 32 – «изготовление проектно-сметной документации на комплексную термореновацию учебных заведений» предусматривает выделение 500 000 грн. Но для каких объектов будут изготавливаться проекты – неизвестно.

Пункт 33 и п. 34 Программы:
– Модернизация систем автоматического регулирования потребления тепла и учета энергоносителей для возможности дистанционного получения данных;

– Обеспечение модемной связи через GSM канал для получения данных о потреблении энергоносителей учебными заведениями в режиме он-лайн, также сомнительны с точки зрения энергосбережения. Имея в садиках и школах большой штат завхозов, которые могут хоть ежедневно сообщать информацию о системе отопления по телефону, вряд ли стоит тратить почти 200 000 грн. на возможность дистанционного получения этой информации.

После сказанного

Программа "Повышения энергоэффективности в учреждениях образования г. Чернигова на 2015-2019 годы" довольно важный и необходимый для Чернигова документ. Но вряд ли Программу следует принимать в том виде, в котором она преподносится сегодня. Без конкретики этот документ будет малоэффективным и может стать источником злоупотреблений со стороны чиновников горсовета.

Программа должна быть доработана и только после экспертного обсуждения может быть вынесена на утверждение сессии. Времени для этого – более чем достаточно. Ведь утверждение бюджета Чернигова на декабрьскую сессию не запланировано. А месяца вполне достаточно для конкретизации планов и сумм по энергосбережению в сфере образования.

www.gorod.cn.ua 


Автор: Игорь Грищенко
Коментарів ще немає
Додати коментар
Максимальний розмір коментаря 250 символів

Читайте також

Як зарядити телефон із пошкодженим зарядним портом?

Хочете знати, що робити, коли телефон не можна зарядити за допомогою звичайного зарядного пристрою? Чи є рішення взагалі і чого краще уникати у такій ситуації? Індуктивні зарядні пристрої Якщо...  (Коментарів: 1)

Основні види пилососів та їхні можливості

Пилосос змінив підхід до прибирання і сьогодні складно уявити собі чисте приміщення, де б його не використовували. Є багато видів приладів залежно від форми, конструкції, способу прибирання тощо....

Причини повільного інтернету

У наші дні багато людей скаржаться на повільне завантаження веб-сайтів, інтернет-сторінок, повільне завантаження тощо, але найчастіше вину за це покладають на інтернет-мережу конкретного...

У центрі екстреної медичної допомоги та медицини катастроф стартували відновлювальні роботи

Зруйнована стіна, вибиті вікна та двері – до Чернігівського обласного центру екстренної медичної допомоги та медицини катастроф прилітало не раз. На щастя, медики разом з машинами вчасно...

Кількість загиблих унаслідок авіаудару по Десні зросла – ДСНС

Кількість загиблих унаслідок авіаційного удару по селищу Десна Чернігівської області збільшилася до 11 людей. Про це Суспільному повідомили у Держслужбі з надзвичайних ситуацій. За інформацією...  (Коментарів: 1)